После появления троллейбуса


(Текст взят с сайта "Мариупольский городской транспорт"
Авторы: © Olegzima, 2008 и © SashokA, 2008)

С 1970 года в городе начата эпоха развития более дешёвого вида транспорта - троллейбусного. 21 апреля 1970 года в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ленина в торжественной обстановке в Мариуполе было открыто троллейбусное движение, которое впервые на востоке Украины обслуживалось троллейбусами "Skoda" 9Tr чехословацкого производства. За счёт долевого участия завода "Азовсталь" и МКХ УССР для эксплуатации троллейбуса в городе было построено Октябрьское троллейбусное депо на 100 машино-мест, тяговая подстанция №5 установленной мощностью 1800 кВт, тяговая подстанция №11 мощностью 600 кВт.

Вте времена троллейбус бурно развивался: практически каждый год, а то и месяц, появлялись новые участки контактной сети, вводились новые маршруты. Новые троллейбусные маршруты соединили центр города с заводом "Азовсталь" и Приморским районом, а позже - с крупными жилыми массивами: "Металлург", "Западный", "Кировский". Так:

В конце 1960-х - в начале 1970-х в Жданов поступали Татры Т-3

Трамвай после появления троллейбуса в городе прекратил бурное развитие: рельсы в Приморском районе были демонтированы (по Приморскому бульвару - в мае 1967 года, по улице Котовского - 27 декабря 1968 года, по Вокзальной улице, улице Котовского от Вокзальной, по улицам Апатова, Розы Люксембург, Донбасской - с закрытием 3-го трамвайного маршрута 24 января 1972 года), вместо трамваев в порт и на железнодорожный вокзал стали ходить троллейбусы. Последними крупными трамвайными новостройками города были:

Кроме того, появлялись новые маршруты:

Наиболее распространённые вагоны КТМ-5 поступали в город с конца 1970-х

В 1975 году в городе имелось 11 маршрутов трамвая и 11 маршрутов троллейбуса. К концу 1970-х годов в городе началась полная смена старых трамвайных вагонов КТМ-КТП-1, КТМ-КТП-2 на современные импортные вагоны Tatra T3 (с 1967 года, в 1985 все были переданы в Донецк, Одессу и некоторые другие города), а с конца 1970-х КТМ-5, которые преобладают в трамвайном хозяйстве и по настоящее время. Новые маршруты транспорта города в основном становились троллейбусными, хотя расширялась и сеть городских автобусов, реконструировались трамвайные линии, наполнялась хозяйственными объектами сеть ТТУ, так за счёт средств, выделенных облкомхозом, в 1975 году был построен моечный корпус в троллейбусном депо сметной стоимостью 210 000 рублей. В декабре 1979 года было введено в эксплуатацию здание службы энергохозяйства с инженерными сетями ("Энергоучасток") стоимостью 385 000 рублей и тяговая подстанция №1 сметной стоимостью 196 800 рублей. В сентябре 1979 года введён в эксплуатацию диспетчерский пункт на улице Казанцева стоимостью 10 200 рублей, а в декабре 1979 года - по переулку Транспортному стоимостью 16 800 рублей. 4 августа 1981 года открыта столовая ТТУ на 50 мест.

С первой половины 1970-х годов институтом "Гипрокоммунтранс" проектировалось несколько вариантов линий, которые могли бы наиболее быстро соединить центр города и новые спальные районы с промышленным предприятиями в Ильичёвском районе. Вот некоторые варианты этих линий:

Однако окончательно остановились на варианте №2, и с начала 1976 года было начато строительство троллейбусной линии "Центр - Ильичёвский район" по проспекту Металлургов. Строительство велось за счёт долевых средств заводом "Тяжмаш" и имени Ильича сметной стоимостью около 3 млн. рублей (2 897 100 рублей). В ноябре 1977 года введены в эксплуатацию подстанции №15 и №16 сметной стоимостью 179 500 рублей и 143 300 рублей соответственно.

В результате 15 декабря 1976 года введён в эксплуатацию троллейбусный маршрут №12 "проспект Ленина - ул. Ильича". Протяжённость контактной сети троллейбуса на этой линии составила 9,9 км или 5,6 км по оси улицы. А в сентябре 1978 года 12-й маршрут был продлён до Ильичёвского рынка (протяжённость участка - 4,0 км или 1,8 км по оси улицы, стоимость - 22 600 рублей). В сентябре 1978 года введён в эксплуатацию диспетчерский пункт у Ильичёвского рынка (сметная стоимость - 33 500 рублей).

Появлялись новые троллейбусные маршруты:

Трамвайно-троллейбусное управление Мариуполя (тогда - Жданова) тогда было одним из лучших в УССР. Так, в соцсоревновании в честь 50-летия образования СССР Ждановское ТТУ признано лучшим в республике, за что предприятие было награждено Почётной юбилейной грамотой ЦК КПУ, Президиума Верховного Совета УССР, Совета Министров УССР и Укрсовпрофа. Кроме того, за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы в 1979 году коллективу Ждановского ТТУ было присвоено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную Доску почёта ВДНХ СССР (г. Москва).

Но работа по расширению сети, благоустройству и техническому перевооружению не прекращалась и в 1980-х годах. Так, с 1983 года в городе появились новые троллейбусные машины "Skoda" 14Tr. 10 сентября 1984 года введена в эксплуатацию подстанция №17 по проспекту Строителей, в декабре 1984 года окончено строительство закрытой стоянки (гаража) спецавтотранспорта, 25 декабря 1985 года сдан в эксплуатацию ЦДП. В 1985 году в городе было 132 троллейбуса и 130 трамваев. В 1990 году - 198 троллейбусов и 204 трамвая.

К началу 1990-х в ещё советском Мариуполе планировалось:

Сцепки из двух вагонов частично решали проблему нехватки подвижного состава в час пик

Однако не всё получалось: остро не хватало подвижного состава, тяговых подстанций. Так многочисленные просьбы трудящихся по продлению 13-го троллейбусного маршрута от переулка Нахимова до АС-2 не увенчались успехом (не было дополнительных подстанций на этом участке, исчерпалась пропускная способность оборотного кольца, не хватало машин). В переломное для всей страны время важнейшей задачей ТТУ стала просто выжить.

Последней стройкой ТТУ Мариуполя уходящего в историю Советского Союза было продление троллейбусного маршрута №11 по улице Урицкого от проспекта Строителей до улицы 60 лет СССР 7 октября 1988 года.

В начало
Вернуться
Вперёд
Посмотреть всю ленту событий

17 июля 2008 года

Hosted by uCoz