С 1970 года в городе начата эпоха развития более дешёвого вида транспорта - троллейбусного. 21 апреля 1970 года в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ленина в торжественной обстановке в Мариуполе было открыто троллейбусное движение, которое впервые на востоке Украины обслуживалось троллейбусами "Skoda" 9Tr чехословацкого производства. За счёт долевого участия завода "Азовсталь" и МКХ УССР для эксплуатации троллейбуса в городе было построено Октябрьское троллейбусное депо на 100 машино-мест, тяговая подстанция №5 установленной мощностью 1800 кВт, тяговая подстанция №11 мощностью 600 кВт.
Вте времена троллейбус бурно развивался: практически каждый год, а то и месяц, появлялись новые участки контактной сети, вводились новые маршруты. Новые троллейбусные маршруты соединили центр города с заводом "Азовсталь" и Приморским районом, а позже - с крупными жилыми массивами: "Металлург", "Западный", "Кировский". Так:
- 18 июня 1970 года началось регулярное движение троллейбусов по маршруту № 2 "Ул. Морских десантников - Центр". Позже маршрут был продлён до управления Азовского морского пароходства в одну сторону и 14 августа 1970 года - до центральных проходных завода "Азовсталь" в другую.
- 18 августа 1970 года введен троллейбусный маршрут №3 "Азовское морское пароходство - Швейфабрика".
- 18 августа 1970 года введен троллейбусный маршрут №4 "Драмтеатр - проспект Металлургов", который 17 марта 1971 года был продлён по Приморскому бульвару до АМП.
- В марте 1971 года силами ТТУ за счёт собственных средств и средств исполнительного комитета городского совета трудящихся была смонтирована контактная сеть по проспекту Ленина от проспекта Металлургов до улицы Куприна, что дало возможность пустить маршруты №5 "ул. Куприна - Швейфабрика" и 26 марта 1971 года - №6 "ул. Куприна - Азовсталь".
- В 1972 году силами ТТУ за счёт собственных средств была смонтирована контактная сеть по улицам 50 лет СССР, Транспортному проезду, улице Матросова, проспекту Строителей, переулку Черноморскому и Днепропетровскому до проспекта Нахимова, что дало возможность пустить маршруты: 6 ноября 1972 года - №7 "ЖМР 16-18 - Драмтеатр" и 22 декабря 1972 года - №8 "ЖМР 16-18 - АМП". Для энергоснабжения этих маршрутов в августе 1973 года за счёт средств облкоммунхоза была введена в эксплуатацию подстанция №14 стоимостью 369 000 рублей.
- В 1974 году была построена и смонтирована контактная сеть от проспекта Ленина по проспекту Металлургов, улице Октябрьской до автовокзала силами ТТУ за счёт средств горисполкома и ТТУ: 21 апреля 1974 года был пущен троллейбусный маршрут №9 "Автовокзал - Автостанция №2".
- В 1975 году за счёт средств горисполкома, ТТУ и отделения железной дороги была построена и сдана в эксплуатацию троллейбусная линия от проспекта Ленина по улицам Артёма, Семенишина, Кара Маркса, Вокзальному спуску до площади Мичмана Павлова у железнодорожного вокзала с одноагрегатной подстанцией №20 мощностью 600 кВт, и 17 апреля 1975 года был пущен маршрут №5 "ул. Куприна - Железнодорожный вокзал".
- 20 мая 1975 года был открыт маршрут №10 "Швейфабрика - АМП".
- 4 декабря 1975 года после монтажа контактной сети по проспекту Строителей от улицы 50 лет СССР до улицы Бахмутской был открыт троллейбусный маршрут №11 "Швейфабрика - ЖМР 21".
Трамвай после появления троллейбуса в городе прекратил бурное развитие: рельсы в Приморском районе были демонтированы (по Приморскому бульвару - в мае 1967 года, по улице Котовского - 27 декабря 1968 года, по Вокзальной улице, улице Котовского от Вокзальной, по улицам Апатова, Розы Люксембург, Донбасской - с закрытием 3-го трамвайного маршрута 24 января 1972 года), вместо трамваев в порт и на железнодорожный вокзал стали ходить троллейбусы. Последними крупными трамвайными новостройками города были:
- укладка трамвайных рельсов за счёт средств заводов имени Ильича и "Тяжмаша" в 1973 году на Новосёловки общей протяжённостью 3,6 км и стоимостью 611,0 тыс. рублей. Линия (до Жовтневых микрорайонов № 16-17) была сдана в эксплуатацию 6 ноября 1973 года. Тогда же пущен трамвайный маршрут №10 ("ЖМР 16-17-18 - ул. Заозёрная").
- 4 июня 1974 года было построено разворотное кольцо трамвая по улице Азовстальской и открыт трамвайный маршрут №16 ("Азовсталь - ул. Азовстальская") - короткий левобережный маршрут №6. Тогда же эксплуатировался короткий маршрут №5 - №15.
- В ноябре 1979 года были построены новые рельсы в рамках Орджоникидзевского кольца по улицам Мерзляка и Серго, а старые рельсы по проспекту Победы, улицам Трудовых Резервов (Лепорского) и Миклухо-Маклая были разобраны.
- В декабре 1982 года введена в эксплуатацию трамвайная линия длиной в 1,5 км "посёлок Украина - Энергоучасток", с 27 декабря 1982 года туда стали ходить трамваи маршрута №11.
- В целях улучшения транспортного обслуживания жителей посёлка Украина на основании распоряжения городского совета с 21 марта 1983 года изменился порядок работы маршрута №1 "ул. Казанцева - Энергоучасток" (ранее - только до посёлка Украина).
- 21 ноября 1983 года введена в эксплуатацию трамвайная линия "Энергоучасток - посёлок Мирный" с мастерскими энергоучастка, что позволило быстро добраться к основным цехам завода имени Ильича жителям района Ильичёвского рынка, а также посёлков Украина, Волонтёровка и других, было организовано два кольцевых маршрута (№13 и №14).
- В июне 1988 года сдана в эксплуатацию линия трамвая (начало строительства - август 1986 года), построенная комбинатом "Азовсталь", соединяющая Ильичёвский и Орджоникидзевский районы в комплексе с подстанцией №12 мощностью 1200 кВт на территории депо №2 и мостом через реку Кальмиус, что позволило открыть 2 трамвайных маршрута (№9 и №11).
Кроме того, появлялись новые маршруты:
- 1970-е - маршрут №13 ("посёлок Мирный - ул. Заозёрная") - с 21 ноября 1983 года стал кольцевым в Ильичевском районе,
- 18 октября 1972 - маршрут №14 ("посёлок Мирный - Аглофабрика") - с 21 ноября 1983 года стал кольцевым в Ильичевском районе.
- 21 ноября 1983 года - маршрут №4 ("посёлок Мирный - Аглофабрика") полностью повторял маршрут №14 до строительства линии "посёлок Мирный - Энергоучасток".
- В июне 1988 года - маршрут №9 ("Левый берег - проспект Ильича - Аглофабрика") и маршрут №11 ("Левый берег - посёлок Украина, Мирный - Аглофабрика").
В 1975 году в городе имелось 11 маршрутов трамвая и 11 маршрутов троллейбуса. К концу 1970-х годов в городе началась полная смена старых трамвайных вагонов КТМ-КТП-1, КТМ-КТП-2 на современные импортные вагоны Tatra T3 (с 1967 года, в 1985 все были переданы в Донецк, Одессу и некоторые другие города), а с конца 1970-х КТМ-5, которые преобладают в трамвайном хозяйстве и по настоящее время. Новые маршруты транспорта города в основном становились троллейбусными, хотя расширялась и сеть городских автобусов, реконструировались трамвайные линии, наполнялась хозяйственными объектами сеть ТТУ, так за счёт средств, выделенных облкомхозом, в 1975 году был построен моечный корпус в троллейбусном депо сметной стоимостью 210 000 рублей. В декабре 1979 года было введено в эксплуатацию здание службы энергохозяйства с инженерными сетями ("Энергоучасток") стоимостью 385 000 рублей и тяговая подстанция №1 сметной стоимостью 196 800 рублей. В сентябре 1979 года введён в эксплуатацию диспетчерский пункт на улице Казанцева стоимостью 10 200 рублей, а в декабре 1979 года - по переулку Транспортному стоимостью 16 800 рублей. 4 августа 1981 года открыта столовая ТТУ на 50 мест.
С первой половины 1970-х годов институтом "Гипрокоммунтранс" проектировалось несколько вариантов линий, которые могли бы наиболее быстро соединить центр города и новые спальные районы с промышленным предприятиями в Ильичёвском районе. Вот некоторые варианты этих линий:
- Новая трамвайная линия по улице Макара Мазая (вместе с депо № 3, тяговой подстанцией, оборотным кольцом и диспетчерским пунктом в районе посёлка Украина),
- Троллейбусная линия по проспекту Металлургов или по улице Карпинского,
- Скоростной трамвай "ул. Казанцева - бул. Шевченко - проспект Строителей - ул. Тополиная - Донецкое шоссе - Аглофабрика",
- Троллейбусная линия "ЖМР 21 - ул. Тополиная - Стан 1700". В перспективе планировалось продлить троллейбусный путь от ЖМР-21 по улице Тополиной далее по Донецкому шоссе от 8-ых азовмашевских ворот до остановки "Каменская" и дальше на аглофабрику.
Однако окончательно остановились на варианте №2, и с начала 1976 года было начато строительство троллейбусной линии "Центр - Ильичёвский район" по проспекту Металлургов. Строительство велось за счёт долевых средств заводом "Тяжмаш" и имени Ильича сметной стоимостью около 3 млн. рублей (2 897 100 рублей). В ноябре 1977 года введены в эксплуатацию подстанции №15 и №16 сметной стоимостью 179 500 рублей и 143 300 рублей соответственно.
В результате 15 декабря 1976 года введён в эксплуатацию троллейбусный маршрут №12 "проспект Ленина - ул. Ильича". Протяжённость контактной сети троллейбуса на этой линии составила 9,9 км или 5,6 км по оси улицы. А в сентябре 1978 года 12-й маршрут был продлён до Ильичёвского рынка (протяжённость участка - 4,0 км или 1,8 км по оси улицы, стоимость - 22 600 рублей). В сентябре 1978 года введён в эксплуатацию диспетчерский пункт у Ильичёвского рынка (сметная стоимость - 33 500 рублей).
Появлялись новые троллейбусные маршруты:
- 22 апреля 1979 года открыт троллейбусный маршрут №13 "проспект Ленина - площадь Конституции",
- 1 января 1981 года открыт троллейбусный маршрут №14 "ЖМР 16-18 - Драмтеатр",
- 1 апреля 1981 года троллейбусный маршрут №6 был продлён до заводоуправления "Азовсталь" (до этого - некоторое время он ходил до Коксохимзавода), а с 1 февраля 1982 года - до кинотеатра "Союз" - первый троллейбус появился в Орджоникидзевском районе.
- 29 апреля 1982 года открыт последний троллейбусный маршрут Мариуполя - №15 "площадь Освобождения - кинотеатр "Союз" протяжённостью 9,3 км.
Трамвайно-троллейбусное управление Мариуполя (тогда - Жданова) тогда было одним из лучших в УССР. Так, в соцсоревновании в честь 50-летия образования СССР Ждановское ТТУ признано лучшим в республике, за что предприятие было награждено Почётной юбилейной грамотой ЦК КПУ, Президиума Верховного Совета УССР, Совета Министров УССР и Укрсовпрофа. Кроме того, за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы в 1979 году коллективу Ждановского ТТУ было присвоено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную Доску почёта ВДНХ СССР (г. Москва).
Но работа по расширению сети, благоустройству и техническому перевооружению не прекращалась и в 1980-х годах. Так, с 1983 года в городе появились новые троллейбусные машины "Skoda" 14Tr. 10 сентября 1984 года введена в эксплуатацию подстанция №17 по проспекту Строителей, в декабре 1984 года окончено строительство закрытой стоянки (гаража) спецавтотранспорта, 25 декабря 1985 года сдан в эксплуатацию ЦДП. В 1985 году в городе было 132 троллейбуса и 130 трамваев. В 1990 году - 198 троллейбусов и 204 трамвая.
К началу 1990-х в ещё советском Мариуполе планировалось:
- Построить новое (2-е) троллейбусное депо в Орджоникидзевском районе на 100 машино-мест в комплексе с двумя подстанциями и двумя диспетчерскими пунктами,
- Продлить троллейбусный маршрут №15 до АЗС по улице Таганрогской (жилмассив Восточный),
- Смонтировать троллейбусные линии в Орджоникидзеском районе и пустить новые маршруты: "Заводоуправление - Пивзавод" и "Заводоуправление - Пивзавод (через Комсомольский бульвар)",
- Продлить 1-ый троллейбусный маршрут от депо до СТО "ВАЗ" по улице Бахчиванджи,
- Пустить троллейбус по улице Краснофлотской до жилмассива "Черёмушки" (от проспекта Ленина),
- К 1995 году пустить троллейбус в сторону Аглофабрики в две очереди: 1-я "ул. Гранитная - стан 1700", обслуживаемая 10-ю троллейбусами в комплексе с двумя подстанциями по 1800 кВт каждая, двумя диспетчерскими пунктами и станцией технического обслуживания подвижного состава и 2-я очередь - до Аглофабрики,
- Продлить трамвайную линию по бульвару Шевченко до городской больницы №2 и реконструировать трамвайные рельсы по оставшемуся отрезку бульвара Шевченко (в итоге позже была выполнена капитальная реконструкция трамвайных рельсов на участке от улицы Артёма до проспекта Металлургов, а линия до горбольницы №2 построена в 1993 году),
- Продлить трамвай до посёлка Старый Крым, где предприятия "Ждановтяжмаш" планировало строительство коттеджного городка для своих рабочих.
Однако не всё получалось: остро не хватало подвижного состава, тяговых подстанций. Так многочисленные просьбы трудящихся по продлению 13-го троллейбусного маршрута от переулка Нахимова до АС-2 не увенчались успехом (не было дополнительных подстанций на этом участке, исчерпалась пропускная способность оборотного кольца, не хватало машин). В переломное для всей страны время важнейшей задачей ТТУ стала просто выжить.
Последней стройкой ТТУ Мариуполя уходящего в историю Советского Союза было продление троллейбусного маршрута №11 по улице Урицкого от проспекта Строителей до улицы 60 лет СССР 7 октября 1988 года.
В начало
Вернуться
Вперёд
Посмотреть всю ленту событий
17 июля 2008 года