Послевоенное время


(Текст взят с сайта "Мариупольский городской транспорт"
Авторы: © Olegzima, 2008 и © SashokA, 2008)

Стахановская бригада трамвая МТВ-82 в 1954 году

Трамвайное хозяйство, разрушенное оккупантами, к 1950 году полностью ещё не было восстановлено. Из-за недостаточного количества курсирующих по линии вагонов интервалы движения достигали 30 мин, что создавало трудности и неудобства поездок. Общая протяжённость трамвайного пути составляла 27,6 км. Трамвай связывал центр города с Ильичёвским, Портовским и Орджоникидзевским районами. В послевоенные годы началась коренная модернизация советских трамваев основных типов. На дверях устанавливались пневмоприводы, причём вход и выход теперь был только с правой стороны вагона, водитель размещался в отдельной кабине, реостаты с чугунными элементами заменялись проволочными и ленточными.

В связи с интенсивным развитием промышленности и строительством жилья Первый левобережный поезд КТМ-КТП-1 открывает движение 15 октября 1952 годав Орджоникидзевском районе возникли сложности доставки трудящихся на завод «Азовсталь» (ранее ближайшей трамвайной остановкой к Левому берегу была остановка 2-го маршрута «Правый берег»). Это послужило толчком строительства в районе трамвая вместе с депо, вагоноремонтными мастерскими и двумя тяговыми подстанциями (№ 3 и 4; 2-я подстанция была построена раньше в районе пересечения нынешних проспектов Ильича и Металлургов). Строительство было начато в 1949 году, и через 3 года '''15 октября 1952 года''' было открыто движение трамвая (маршрут № 5) по малому (внутреннему, по часовой стрелке) кольцу в одном направлении до посёлка Успеновка (у 17-го путепровода, школа № 16). Движение левобережного трамвая было открыто вагонами типа КТМ-КТП-1, которых ранее не было в городе.

До 1953 года продолжалась прокладка второй очереди трамвайной линии, и 7 октября 1953 года был открыт маршрут № 6 (по 2-му наружному кольцу — в направлении против часовой стрелки). Одновременно велось строительство по улице Набережной до проходных завода «Азовсталь» (Пост-мост). Эта линия была введена 1 октября 1954 года вместе с новым диспетчерским пунктом (до этого диспетчерские пункты уже существовали на месте бывшего деревянного сарая, у Городского сквера, у Новосёловки). Строительство осуществлялось за счёт средств завода «Азовсталь».

Дальнейшее развитие трамвайное движение получило в Ильичёвском районе, благодаря бурному развитию завода имени Ильича и освоению новых территорий. Причём, все линии, построенные в Ильичёвском районе строились исключительно за счёт средств завода имени Ильича:

Поезд 247-347 типа КТМ-КТП-2 поступивший в 1964 году

До 1964 года трамвай Орджоникидзевского района считался отделением городского хозяйства, поскольку линии не были соединены с городом, что вызывало определённые трудности эксплуатации. Ко дню празднования Октября, 6 ноября 1964 года было открыто движение транспорта по Мостовому переходу, соединяющему Орджоникидзевский и Жовтневый районы, в том числе и трамвая маршрутов 5 и 6 (Пост-мост). С вводом в эксплуатацию Пост-моста была пересмотрена вся маршрутная сеть города, которая корректировалась практически после каждого нового участка пути. В результате 2-ой маршрут трамвая стал сворачивать с улицы Артёма на улицу Шевченко, а потом уже на улицу Карла Маркса (до этого трамвай шёл по улице Артёма вплоть до территории современного автовокзала). Только 2 вагона РВЗ-6 было в городе. Фото 1961 года на 3-м маршруте

С развитием города вносились изменения и в трамвайную сеть города. Так была демонтирована в 1968 году линия трамвая в порт (от проспекта Металлургов). В 1969 году городское оборотное кольцо от драмтеатра было перенесено на улицу Казанцева с изменением выезда из депо на улицу Донбасскую (Николаевскую) вместо улицы Сенной (ул. Варганова). Строительство линии по улице Донбасской от улицы Артёма до ул. Казанцева протяжённостью 1,1 км с оборотным кольцом и с частичной реконструкцией веера депо № 1 (всего — 3,1 км рельс, 357 тыс. рублей расходов) велось за счёт средств завода «Азовсталь». К этому времени были демонтированы трамвайные линии по проспекту Республики (сейчас — Ленина), на части улицы Артёма, Энгельса, ул. Донбасской, Апатова, Котовского (до проспекта Металлургов с 27 декабря 1968 года), по улице Вокзальной (с 24 января 1972 года). Демонтирован также диспетчерский пункт, построенный в комплексе с мостовым переходом в 1964 году на углу улиц Артёма и Шевченко. В 1970 году была реконструирована однопутная линия по улице Карла Маркса (сейчас — улица Греческая) с устройством второй нитки. Работы выполнялись силами общественности ТТУ методом народной стройки.

В январе 1968 года по улице Варганова было построено общежитие на 286 мест. Изменялся и подвижной состав: в 1960-х годах в Жданове преобладали трамвайные поезда КТМ+КТП-2, которых было тогда 104 единицы. В конце 1967 года трамвайное хозяйство города пополнилось первыми 5 вагонами «Татра» Т3. Более 30 таких вагонов ходили маршрутами города до 1985 года.

В начало
Вернуться
Дальше
Посмотреть всю ленту событий

Hosted by uCoz