Годы независимости


(Текст взят с сайта «Мариупольский городской транспорт»
Авторы: © Olegzima, 2008 и © SashokA, 2008)''

Современный трамвай К-1 днепропетровского производства

Городской электротранспорт переживает нелёгкие времена. Подвижной состав в результате физического износа ежегодно уменьшается. Так, к примеру, в 1996 году подлежали списанию 52 трамвая из имеющихся 157, 10 троллейбусов из 132, 81 автобус из имеющихся 384.

Значительно изменялись городские пассажиропотоки в результате закрытия ряда предприятий, например, когда-то перегруженное оборотное кольцо на площади Освобождения в настоящее время практически пустует: прекратили свою работу чулочная и сетевязальная фабрики, долгое время еле дышали швейная фабрика и рыбоконсервный завод, утратил своё значение ДОСААФ, превратившись в комплекс офисов, был перенесён городской военкомат, расположенные у этой остановки, да и конечная 15-го троллейбуса, единственного движущегося на жилмассив Восточный была перенесена вглубь города.

Некогда востребованные проектируемые троллейбусные линии до пивзавода и мясокомбината в Орджоникидзевском районе сейчас тоже мало кому нужны: сейчас нет ни завода, ни комбината. Некоторые районы (Черемушки, Курчатово, Песчаный, посёлок Моряков, Правый берег) сейчас полностью обслуживаются посредством маршрутных такси, которые в последнее время (в результате не совсем продуманной политики отдела транспорта городского совета) полностью дублируют все троллейбусные маршруты: так у 11 троллейбуса есть свой более проворный двойник — маршрутное такси № 117, у 12 — № 112, 156, у 13 - 108, 158, у 6 — № 153 (который движется дальше в Орджоникидзевский район) и т. д. Преобладают трамваи модели КТМ-5 (71-605)

Попыткой «противостоять» маршруткам стала реорганизация троллейбусных маршрутов в середине 1990-х годов, когда 15-й троллейбус продлили до ЖМР 16-18, 12-й — до автостанции № 2, а 13-й — до улицы Морских Десантников. При этом реально выиграл лишь троллейбусный маршрут № 12: удлинившись всего на 4 остановки, он стал основным в городе. 2 остальных потеряли своё значение за счёт увеличения интервала движения (значительно увеличилось расстояние между конечными остановками), в двух случаях троллейбусы не доезжают на 2-3 остановки до наиболее заселённых районов (для 15 — до Западного, для 13 — до АМП). В некоторых случаях уже начавшееся строительство контактной сети или трамвайных путей приходилось законсервировать, а потом вообще демонтировать: так произошло с трамваем в посёлок Старый Крым и троллейбусом по проспекту Ленина до Черёмушек.

Но всё же, транспортная система в городе развивалась, и, самое главное, не была утеряна, как это произошло во многих городах Украины и России (в соседней Макеевке, например, полностью демонтировали всю трамвайную сеть, значительно сократили троллейбусную, перестали ходить трамваи в Константиновке и Стаханове, троллейбусы в Дзержинске, ликвидированы системы ТТУ в Астрахани, Архангельске, во всех городах Азербайбайджана и т. д.). В 1994—1996 годах приобретено 20 автобусов, 10 троллейбусов, открыты 9 новых автобусных маршрутов в режиме маршрутного такси. Покупается современная новая подвижная техника и сейчас — в 2006, 2007, 2008 годах. По интенсивности работы Мариупольское ТТУ занимает 2-е место в области после областного центра — города Донецка. Новые вагоны 71-608К

Если до 1991 года в Мариуполе эксплуатировались троллейбусы исключительно чехословацкого производства «Skoda» (9Tr и 14Tr), то с 1992 года подвижной состав значительно запестрел: в 1992 году появились первые отечественные ЗиУ-9 и ЗиУ-10, причём последние («гармошки») появились в Мариуполе 3 марта, на несколько месяцев раньше своих более коротких «собратьев». В сентябре 1993 года ряд мариупольских «гармошек» пополнился и первыми украинскими троллейбусами — ЮМЗ Т1, а с декабря 1994 года — короткими ЮМЗ Т2, единичные поставки которых осуществляются и в наше время (в 2008 году закуплен 1 ЮМЗ Т2). В 1994 году в Мариуполе появились первые вагоны КТМ-8, тем самым, разбавив однообразный красно-белый цвет трамваев Мариуполя (КТМ-5 — единственные из оставшихся к 1993 году вагонов). Во второй половине 2000-х появляются и отечественные вагоны К-1, построенные в Днепропетровске (к моменту написания их в городе — 7). Новая техника поступала на самые востребованные маршруты, так первые ЗиУ-10 — на 11-й маршрут, а позже — на 12-й маршрут, КТМ-8 и К-1 — на 10-й маршрут.

В годы независимости были построены следующие линии городского электротранспорта:

Кроме того, к важнейшим утратам ТТУ города Мариуполя относится закрытие в 2004 году трамвайного депо № 1. Все вагоны переданы в депо № 3 и прошли перенумерацию на 5хх (КТМ-5) и 6хх (КТМ-8). Для обслуживания маршрута № 9 в депо № 2 передано 4 вагона.

Около 1 года в Мариуполе в качестве эксперимента эксплуатировались не коммунальные формы использования сетей городского электротранспорта — альтернатива Мариупольскому ТТУ (впервые на Украине) — концерн «Азовмаш» производил перевозки на 12 и отчасти на 15 маршрутах 5 машинами новых троллейбусов «Trolza», которые через 1 год в середине 2000-х были проданы ТТУ, так как эксперимент подтвердил убыточность городского электротранспорта.

Изменились некоторые маршруты трамвая и троллейбуса, так:

В 1998 году в городе — 65 городских автобусных маршрутов, 18 пригородных, 12 трамвайных, 13 троллейбусных.

В 2002 году в городе насчитывалось 12 трамвайных и 12 троллейбусных маршрутов, 131 вагон трамвая (типы КТМ-5 и КТМ-8, 3 депо), 98 троллейбусов (1 депо), протяжённость трамвайного пути достигла 111,8 км, а контактной сети троллейбуса — 101,3 км.

В 2006 году ежедневно на улицы города выезжало 45 троллейбусов и 69 трамваев.

На 1 июля 2008 года насчитывалось 11 трамвайных и 12 троллейбусных маршрутов, 95 вагонов трамвая (в депо № 2 — 34 и в депо № 3 — 61, 2 депо), 73 троллейбуса (1 депо), протяжённость трамвайного пути — 108,5 км, а контактной сети троллейбуса — 101,3 км.

Смотри также:


В начало
Вернуться
Посмотреть всю ленту событий

17 июля 2008 года

Hosted by uCoz