Самые старые трамвайные системы
(Текст взят с сайта "Мариупольский городской транспорт"
Авторы: © Olegzima, 2008 и © SashokA, 2008)
Самая первая в мире пассажирская железная дорога (на конной тяге) была сооружена в промышленном центре Южного Уэльса - городе Суонси ещё 25 марта 1807 года.
А первым в мире пассажирским вагоном конки в современном представлении по праву является нью-йоркская конка, построенная и открытая 14 ноября 1832 года - именно от этого момента считается возраст трамваев.
Первой конкой Европы (построена в 1835 году) является конка Милана, а на территории современных республик СНГ впервые конка появилась в столице Российской Империи городе Санкт-Петербурге только 8 сентября 1863 года.
Первые образцы вагонов на паровой тяге стали появляться к концу 1830-х годов, первым из которых стал вагон (трамвай) на паровой тяге города Луисвилла (США) в 1838 году. В Российскую империю такие вагоны попали с опозданием в 43 года.
Однако, первая в мире пассажирская железная дорога на паровой тяге появилась в Германии (как и первый электрический трамвай и троллейбус, но об этом ниже) уже в 1835 году сообщением "Нюрнберг - Фюрф".
Первый электрический трамвай (на электрической тяге) появился 16 мая 1881 года в столице Германии Берлине, тем самым ознаменовав появление в мире пассажирского (в том числе и городского) электротранспорта.
Тогда же стали появляться постоянные системы электрического трамвая в разных городах мира, например, венский трамвай, сооружённый 17 октября 1883 просуществовал в своём виде аж до 31 марта 1932 года.
Ниже приводятся самые старые системы конки и парового трамвая на территории современных республик СНГ и Прибалтики:
Кроме перечисленных систем конки в странах СНГ эксплуатировались следующие: Ростов-на-Дону (11 сентября 1887), Таллинн (24 августа 1888), Кишинёв (29 октября 1888), Тула (15 ноября 1888), Баку (19 апреля 1889), Череха - пригород Пскова (1890), Киев (11 августа 1891), Воронеж (23 августа 1891), Минск (22 мая 1892), Каунас (5 июня 1892), Бердичев (4 сентября 1892), Вильнюс (15 июня 1893), Самара (22 июля 1895), Николаев (8 августа 1897). В начале XX века были сооружены также: в 1901 году - Ташкент (13 апреля), 1902 - Ростов Великий, 1904 - Поти и Белгород-Днестровский, 1906 - Ереван (29 сентября), 1908 - Нижний Новгород и станица Ильская, 1909 - Псков (13 ноября), 1910 - Могилёв (10 февраля), 1914 - станица Абинская, 1915 - Нежин. А в первые годы советской власти: станица Крымская (сейчас - город Крымск) - 1921 год и Ирбит - 1926 год.
Система таллиннского парового трамвая стала последней, которую построили на территории стран СНГ. Кроме того, ранее эксплуатировались бензомоторные трамваи: первый - в Краснодаре (4 июня 1912), Вильнюсе (1914), Таллинне (1916), Мурманске (1918), Святогорске Донецкой области (1930), а также дизельный трамвай в Пензе (1935-1938).
Среди ныне действующих трамвайных систем бывшего СНГ самый старая - в городе Киев, которая появилась 1 июня 1892 года, она же старейшая и на Украине.
Старейшим трамваем Российской Федерации считается трамвай в Калининграде, построенный 31 мая 1895 года в тогда ещё Кёнигсберге.
А старейшим трамваем России, построенным на территории бывшей Российской Империи - Нижегородский трамвай: с 20 мая 1896 года.
Интересно, что электрический трамвай Москвы (6 апреля 1899 года) является 16 по счёту среди городов СНГ и только пятым среди городов Российской Федерации, а трамвай Санкт-Петербурга (появился 29 сентября 1908 года) - 16-м среди российских городов.
17 июля 2008 года