Мариуполь Средневековый. IV—XV века
(Текст взят с сайта "Мариупольский городской транспорт"
Авторы: © Olegzima, 2008 и © SashokA, 2008)
В IV веке в степи Северного Приазовья хлынули полчища гуннов (первый из тюркоязычных народов Приазовья). Их нашествия надолго затормозило здесь развитие экономики и культуры. Смуглые, монголоидные, невысокого роста, смешавшись с коренными народами Северного Кавказа и Северного Каспия (аланами), гунны под предводительством вождя Баламбера столкнулись с готами (вождь готского племени герулов — Алахир), вытеснили их далеко на запад, частично смешались с местным населением. В 371 — 378 годах гунны заняли территорию от Дона и Меотиды (Азовское море) до Днепра и Днестра и низовьев Дуная, в 378 — 445 годах сформировался гуннский племенной союз. В Приазовье сохранилось немного археологических памятников того времени (гуннские луки в Танаисе, погребения с лошадьми у города Мелитополь, на реке Корушан в Бердянском районе, у села Новоивановка и жертвенное место в урочище Макартет в Запорожской области).
Распад гуннской кочевой империи начался полсе смерти в 453 году вождя гуннов Аттилы. Два сына Аттилы (Динцик и Ирнак) увели гуннов в низовья Дуная (часть орды с Ирнаком позже прошла назад через Приазовье в заволжские степи, растворясь в местных народах, таких как чуваши). На протяжении почти двух столетий по территории Северного Приазовья передвигались разные племена (акациры, сарагуры, уроги, оногуры, авары), распадались и образовывались племенные союзы. Наиболее значительными из таких объединений был союз кутургуров (VI — VII века). Кутургуры (или утургуры, кутригуры) — угро-финские племена, появившиеся на территории Северного Казахстана, переняли культуру и язык географически близких тюрков. Захоронения кутургуров ориентировались головами на запад, черепа после смерти подлежали трепанации (в отличие от родственных оногуров, или утигуров, которые жили южнее и восточнее реки Дон). Длительное время оба народа враждовали (атака оногурского вождя Сандила и т. д.), так и не создав собсвтенных мощных объединений, а в 559 году вождь кутургуров Зибер-хан даже совершил неудачную попытку завоевания Византийской империи.
В 558 году в земли Приазовья, оттесняя кутургуров, вторглись авары (или вархониты — потомки угров и аланов Средней Азии), победившие до этого оногуров, залов и савиров. Авары, продвигаясь дальше на Дунай с 565 года, основали Аварский каганат (538 — 803 годы). Изобрели жёсткое седло, стемена и палашу (своеобразную саблю). Захоронение авар обнаружено на левом берегу реки Мокрые Ялы (ориентировка тела головой на запад, серьги с многогранными подвесками, железные пряжки на поясе, лепные горшочки и т. д.), а также у села Коминтерново (Новоазовский район Донецкой области) — рельефное изображение мужчины в шлеме (?), внушительная стела. Закатом могущества аваров можно считать неудачный поход аваров, славян и персов на Константинополь в 626 году, после чего усиливаются освободительные движения среди кутургуров и оногуров (объединились против аваров в 633 году в союз племён во главе с вождём Кубратом — Великую Болгарию, или Оногурию).
Позже здесь кочевали хазары, печенеги, торки, половцы. Именно хазарами была разрушена уже в 656 году Великая Болгария, а остатки орды праболгар откочевали в 675 году на Дунай (под предводительством хана Аспаруха) и основав там Первое Болгарское царство. Орда же хана Батбая осталась в Приазовье и вошла в состав Хазарского каганата. Похже, в VII—VIII веках, часть болгар ушла на Волгу, создав там государство Волжская Болгария. Хазарами в конце VII века на юге Восточной Европы был образован Хазарский каганат, основным населением которого в Приазовье были всё же праболгары (тюркоязычные народы, кочевавшие в степях, платившие дань вместе с ранними славянскими племенами хазарам). Поселения праболгар салтовско-маяцкой культуры в Приазовье: в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории современного Приморского парка Мариуполя (амфорная керамика, красноглиняная гончарная посуда, железные ножи, пряжки, украшения). В хазарских захоронениях находили также оружие и даже военизированное укрепление, напоминающее замок, на левом берегу у устья Кальмиуса, которое было ограничено с юга валом). Небольшое сезонное стойбище времён Хазарского каганата обнаружено вблизи Ляпинской балки. Хазарское захоронение обнаружено также на территории современного стана «3000» ММК имени Ильича (захоронение хазарки с горшком и набором украшений, зеркалом и монетами) и у посёлка Песчаное (воин со стрелой, конём и точильным камнем).
В первой трети VIII века на Хазарский каганат напали арабы, с севера вторгались венгры (соседствовали ещё с гуннского периода, медленно перемещаясь с Южной Сибири на Урал — VIII век, а затем в степной зоне Дона и Хопра — начало IX века, а под натиском печенегов — в междуречье Днепра и Прута — конец IX века), а часть самой хазарской аристократии приняла иудаизм, вызвав почти 100-летнюю смуту и гражданскую войну в языческом каганате. Завершили разгром государства хазаров 2 удачных похода киевского князя Святослава в 965 и 968 годах.
По мнению известного учёного-историка Л. Н. Гумилёва, «… до X века гегемония принадлежала хазарам, а истории Древней Руси предшествовала история Хазарии…». В дальнейшем Киевская Русь перехватила инициативу в отношениях с Дикой, или Великой, степью. Однако прекращение жизни в праболгарских (хазарских) поселениях в Приазовье бьло связано не со славянами, а с печенежским вторжением. Все последующие народы Приазовья до славян (печенеги, торки, половцы) относились к тюрксим народам, были монголоидами. Все они хоронили своих сородичей в могилах с тушей оседланного коня, часто пользовались для захоронений более древними курганами.
В Приазовье имееются захоронения кочевых народов:
Ярчайшие памятники искусства и верований половецкого народа — каменные фигуры половецких воинов и женщин (так называемые «каменные бабы»), которые сохранились до наших дней. Они несут элементы индивидуальности, возможно, даже, что для их изготовления позировали конкретные люди (сородичи, вожди). В отличие от печенежских баб статуи имели головной убор, причёску, набор украшений, одежду. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур, в самом Мариуполе на начало XIX века находилось 16 каменных баб (на углах улиц, на возвышенностях), многие из них были повреждены и утрачены при сооружении зданий. Фигуры каменных баб служили половцам, как места прохождения праздников, обрядов и жертвоприношений.
Именно походу на половцев (1185 год) посвящён знаменитый ппамятник средневековой словестности «Слово о полку Игореве». События развивались в ставке одного из самых могущественных половецких ханов — Кончака (предположительно район современного города Славянска). Как известно, этот поход оказался для русичей очень неудачным. Однако в результате похода сын Игоря Святославовича вернулся домой с женой, красавицей-половчанкой (дочерью хана Кончака), а таких междинастических браков во времена Киевской Руси и Половецкого ханства было сотни. В начале XIII века половцы стали оседать на землю, к этому времени приходился пик развития торговли Половецкой степи, отдельные ханы стали принимать христианство вслед за русичами. Однако с востока приближались войска монгольского предводителя Чингисхана, которые в 1220 — 1223 годах прошли через всю Половецкую степь и вошли в Приазовье.
31 мая 1223 года в Приазовье произошла битва на реке Калка между монголо-татарскими ордами и объединенными войсками русских князей и половцев, которая закончилась полным разгромом русичей. (Ученые до сих пор спорят, где же протекала речка Калка, и место легендарной битвы на реке Калка в 1223 году, так и не определено). Есть несколько похожих по описанию мест, на речке Каратыш, Кальмиус и Кальчик (последние две протекают через Мариуполь). В 40-х годах XIII века приазовские степи захватили монголо-татарские завоеватели. Территория Северного Приазовья входила сначала в состав Золотой Орды, а в XV веке отошла к Крымскому ханству. Значительно позже, спасаясь от феодального гнета на Дон, Днепр, в дикое поле бежали крепостные крестьяне. Так стали появляться в этих местах бродники и возникло донское и запорожское казачество.
Ещё в IX веке через Северное Приазовье пролегали торговые пути, связывающие славянские земли со странами Кавказа. Период развития антского объединения племен соответствует III—VIII векам н. э. и связан с расцветом сознательной Черняховской культуры, с ее оседлым животноводством, земледелием, охотой, рыболовством, письменностью (1300—1800 лет назад).
Комплексное изучение данных археологии, нумизматики, лингвистики и письменных источников позволило с полной уверенностью сказать, что ещё в VII—IX веках н. э. между Доном и Северским Донцом (сейчас — территория Донбасса) располагалось самостоятельное могущественное государство, носившее название Русский каганат. С ним многие учёные, в том числе Е. С. Галкина, связывают памятники салтовско-маяцкой археологической культуры (один из них открыт на территории Мариуполя в устье Кальмиуса в 1928 году). Именно население Русского каганата (прежде всего — русы) оказало огромное влияние на развитие Киевской Руси. Приход в IX веке на Днепр русов заложил основу могущества государства, столицей которого вскоре стал Киев. Это государство получило название Русская земля (более известно). Историк Л. Н. Гумилёв считает, что завоевание Киева русами можно датировать 852 годом. Совместная жизнь сплотила русов и славян в единый этнос. Вскоре Киевская Русь стала самым могущественным государством Восточной Европы.
С Х века земли Приазовья находились под влиянием Киевской Руси. Начав колонизацию приазовских степей в V—VI веках нашей эры, древние украинцы жили рядом с Кальмиусом и Миусом. Во времена киевского государства русичи проложили через Кальмиус путь, который использовался как дополнительный «из варяг в греки». Так, князь киевский Олег после неудачного морского похода на Царьград (Константинополь) в 941 году возвращался домой не через Днепр, где у порогов русичей могли подстерегать печенеги, а через Азовское море, реки Кальмиус, Волчью и Соленую. Князь Святослав Игоревич, разгромивши хазар и уничтожив Саркел, основал на месте теперешнего Мариуполя или в его окрестностях город Белгород, который позднее татары переименовали на Белосарай («Белый Дворец»). Коса недалеко от Мариуполя и сейчас называется Белосарайской. Однако первое стационарное поселение земледельцев, как свидетельствуют археологические раскопки, на территории Мариуполя образовалось в IX — X веках и называлось Адамаха (1000 лет назад).
С 1223 года начинается покорение приазовских земель монгольскими завоевателями. В 1242 году здесь основана Золотая Орда — подразделение (а точнее вассал) Монгольской империи, существовавшая около 200 лет (до 1420 года). Однако основным населением орды оставались половцы и частично славяне, именно половецкий язык лёг в основу государственного и литературного языка Золотой Орды, а позже — и Крымского ханства. Приазовье находилось в административной единице Крымский юрт во главе с тудуном, ставка которого находилась в городе Солхате (Старый Крым).
Основные исторические события Золотой Орды:
У села Старая Ласпа были обнаружены остатки золотоордынской крепости с шестью башнями. У посёлка Седово, а также в селе Хомутово, городе Новоазовске — отчеканенные монеты, в Бердянске — монетно-вещевой клад времён Золотой Орды, на правом склоне Клиновой балки (вблизи современного здания профилактория «Здоровье») найдены обломки амфорной керамики эпохи Золотой Орды. А у села Гусельщиково Новоазовского района было обнаружено мраморное надгробие с надписью, посвящённой смерти хана Мамая.
В начало
Назад
Вперёд
13 августа 2008 года